Рукоделие

Объект 299: как в Советском Союзе пытались вернуть в строй тяжелые танки против желания Хрущева


43Просмотров

Объект 299: как в Советском Союзе пытались вернуть в строй тяжелые танки против желания Хрущева

В первое десятилетие после окончания Второй мировой войны в мировом танкостроении начался пересмотр сложившейся конструкторской школы. Тенденции, родившиеся еще в Первую мировую войну, уходили в историю, а им на смену спешило новое видение того, как должны выглядеть и использоваться танки. Однако, далеко не все конструкторы были согласны с новыми веяниями и пытались интегрировать старые идеи в новые обстоятельства. Одним из плодов подобных попыток стал советский экспериментальный танк Объект 299.

Объект 299: как в Советском Союзе пытались вернуть в строй тяжелые танки против желания Хрущева
Танк предельных параметров. |Фото: ipbhost.com.

Уже к концу Второй мировой войны стало понятно, что легкие танки в условиях развития в том числе ручных противотанковых средств теряют свою актуальность, а тяжелые танки раз за разом получаются слишком узкоспециализированными. При этом практика использования средних танков, в том числе таких машин как Т-34/85 давала наглядно понять, что будущее за массовыми, дешевыми, быстрым, маневренными и при этом достаточно мощными боевыми машинами. Так на смену концепции танков трех видов просуществовавшей со времен Первой мировой войны пришла концепция единого или основного боевого танка.

Объект 299: как в Советском Союзе пытались вернуть в строй тяжелые танки против желания Хрущева
Создано было всего одно шасси. |Фото: amp.topwar.ru.

Далеко не все конструкторы Советского Союза согласились со справедливостью такого подхода. Многие все еще верили в то, что на современном поле боя найдется место как минимум для тяжелых танков. Так, в начале 1960-х годов новую концепцию тяжелой машины предложил известный советский конструктор Николай Федорович Шашмурин, который в свое время работал над проектами танков КВ-1, ИС-2 и ИС-7. Группа Шашмурина на Кировском заводе выдвинула собственную концепцию, которая получила название «Танк предельных параметров».

Объект 299: как в Советском Союзе пытались вернуть в строй тяжелые танки против желания Хрущева
Танк был похож на проект Т-95. |Фото: livejournal.com.

Идея танка предельных параметров заключалась в том, что это будут дорогие сверхтяжелые машины с огромной огневой мощью, которые будут дополнять собой дешевые и массовые единые танки. Проект получил обозначение Объект 299. На его базе планировалось создать не просто танк, а базу для самых разных военных машин: ракетного танка, тяжелого БМП, пушечного танка, машины поддержки, САУ, КШМ, ТЗМ и так далее. Конкретно танки предлагалось выпускать мелкой серией и использовать на поле боя в качестве тяжелых средств поддержки.

Объект 299: как в Советском Союзе пытались вернуть в строй тяжелые танки против желания Хрущева
Машина получилось слишком серьезной. |Фото: chert-poberi.ru.

Разрабатывался Объект 299 с нуля. Благодаря чему советские конструкторы создали сразу несколько принципиально новых технических решений в области шасси и корпуса. Для улучшения защиты экипажа было решено использовать переднемоторную компоновку. Помимо танкового бронирования машина должна была получить комплекс активной защиты. В движение танк должен был приводится двигателем ГТД-1000 или ГТД-1250. Вооружить машину собирались здоровенной (по тем временам) 152-мм пушкой. Удивительно было то, что по предварительном расчетам 299-ый получился совсем не тяжелым. Масса танка должна была находиться около показателя в 50 тонн, а скорость движения по шоссе при таком раскладе достигала бы 90 км/ч.

Объект 299: как в Советском Союзе пытались вернуть в строй тяжелые танки против желания Хрущева
Планировалось создать самые разные машины на базе танкового шасси. ¦Фото: otvaga2004.ru.

Проблема Объекта 299 была только в одном. Потенциальный танк, как и его шасси, получались слишком сложными с технической точки зрения, а вместе с тем и очень дорогими. Разработка, начавшаяся во времена Хрущева, затянулась на несколько десятилетий. Танк был создан в качестве опытного образца и даже успешно прошел первый тур испытаний, однако вторая половина 1980-х годов стала роковой для проекта танка предельных параметров. В конечном итоге проект просто закрыли.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про то, почему немецкие танкисты времен Второй мировой не носили шлемофоны.

Источник: novate.ru

Добавить комментарий

Optimized with PageSpeed Ninja